Капитал-Тур: денег на всех не хватит
Сейчас уже вполне очевидным представляется тот факт, что люди, купившие путевки в "Капитал-Туре" буквально накануне его разорения, денег скорее всего не получат. Все дело в простой арифметике.
Фактически, существовало три "Капитал-Тура", в виде компаний с немного различающимися названиями. И застраховались они на разные суммы - в зависимости от оборота - на 30, 60 и 100 млн. соответственно. Итого имеем 190 млн. рублей. Сумма, казалось бы, солидная, ее хватило бы для подавляющего большинства российских туроператорв. Но дело в том, что обанкротившаяся компания была одной из крупнейших в стране - только по предварительным оценкам число "зависших" туристов исчисляется восемью тысячами. В реальности, говорят эксперты, цифра будет больше - "Капитал-Тур" забронировал места на авиарейсы, чего, понятное дело, без проданной путевки никто делать не будет. Но даже если взять нижнюю цифру в 8000 и среднюю стоимость тура в 30 000 рублей - это уже 240 млн. рублей, значительно больше совокупного объема страхового покрытия все трех компаний.
В реальности же ситуация будет еще хуже вот почему. Заявления на компенсацию будут поступать в разные компании "Капитал-Тура" и весьма вероятен вариант, что большая их часть посыплется как раз в компанию с минимальным покрытием в 30 млн. Возмещение же из других компаний при исчерпании лимита этой получить будет нельзя.
Участники рынка крепко задумались над тем, что же надо сегодня сделать такого, чтобы подобная ситуация не повторилась завтра. Коллективный разум сгенерировал несколько вариантов. Перечислим их, рассмотрим плюсы и минусы.
1. Введение еще одного порога фингарантий (помимо существующих сейчас 30, 60, 100 млн.) для самых крупных туроператоров. Однако понятно, что все тонкости учесть невозможно - для кого-то он будет излишним, кому-то его все равно будет недостаточно. Даже сегодня эксперты говорят, что самая нижняя планка в 30 миллионов рублей избыточна для 95% туристических компаний страны.
2. Страхование ответственности должно осуществляться в зависимости от оборота каждого отдельно взятого туристического оператора, от конкрентных лимитов нужно отойти. Это предложение Союза Туроператоров России более реально и логично. Однако и у него есть своя сложность - очень сложно заранее предсказать объем продаж компании - ведь страховка должна быть оплачена до начала самого отдыха. Поэтому всегда будет небольшое "запаздывание".
3. Страховать каждую путевку - по аналогии с медицинской страховкой. В этом случае турист при приобретении полиса будет еще доплачивать сумму, довольно небольшую. Но здесь дело принципа - почему за возможные проблемы туроператора своими финансовыми ресурсами должен отвечать человек?
4. Более глобальный выход - создать реально функционирующую систему аудита (то есть проверки отчетности) компаний. На бумаге он существует и сейчас, эту процедуру должны проходить все крупные туркомпании. Но так как наказания за непрохождение не существует, то почти все манкируют этой обязанностью. Если же отчетность компаний на самом деле будет проверяться квалифицированными аудиторами, то это поможет выявить проблемы еще на ранней стадии - например, понять, что компания развивается только за счет кредитов, фактически не получая никакой прибыли. Это как раз случай "Капитал-Тура".