Закон и правила ОСАГО 2015 - краткое содержание

В 2014-2015 годах и Закон, и Правила ОСАГО претерпели существенные изменения

Действующие редакции Закона и Правил ОСАГО 2015 года (скачать их вы сможете чуть ниже) отражают изменения, которые были приняты в 2014 году. Основные из них следующие:

Скачать Закон ОСАГО с последними изменениями (в редакции от 04.11.2014 года)

Скачать Правила ОСАГО (в редакции от 01.10.2014)

Федеральный закон ОСАГО вступил в силу с 1 июля 2003 года, чуть позже были приняты Правила ОСАГО. С тех самых пор мир автовладельцев Москвы, Санкт-Петербурга и всех прочих населенных пунктов России разделился на два лагеря: тех, кто целиком и полностью поддерживает это нововведение, и тех, кто считает, что ряд моментов этого, в общем-то, полезного закона, необходимо смягчить, усовершенствовать, или совсем от них отказаться. Появление закона об ОСАГО стало адекватной реакцией на постоянный рост числа автомобильной техники и, соответственно, возрастающей опасностью роста количества ДТП. ОСАГО должно было стать эффективным механизмом, гарантирующим возмещение ущерба пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия.

ОСАГО потому и называется обязательным, что его наличие является непременным условием для каждого автовладельца, и без полиса ОСАГО с момента вступления закона в силу невозможно поставить автомобиль на учет, кроме того, есть риск нарваться на довольно крупный штраф (до 8 МРОТ). Особое внимание стоит обратить на то, что страховать гражданскую ответственность владельцев ТС могут только компании, входящие в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). По закону ОСАГО, страховщик обязуется возместить ущерб от ДТП в случае, если вина за произошедшее – Ваша, или признана обоюдной. Однако имеется ряд оговорок: максимальный размер компенсации не может превышать 240 тыс. рублей на каждого потерпевшего, если вред жизни или здоровью причинен нескольким людям, При причинении вреда имуществу граждан компенсация не превысит 160 тыс. рублей, и 120 тыс. рублей, если вред причинен одному пострадавшему. При этом число страховых случаев не ограничено. Впрочем, согласно закону, за безаварийную езду в течение года, Вы имеете право на скидки. А вот при неаккуратной езде – напротив, ваш следующий полис обойдется Вам намного дороже (при одной аварии в год +50% к базовому тарифу, зависящему от мощности двигателя, возраста автомобиля и стажа автовладельца, и умножение на 2,45 при двух и более авариях за страховой период).

Кстати, федеральный Закон об ОСАГО 2015 предупреждает, что нужно быть крайне осторожным при поездке на застрахованном авто в места, где проходят боевые действия, народные волнения, при перемещении «по внутренней территории организации», или при перевозке грузов – все эти моменты не являются страховыми случаями. Не стоит рассчитывать на выплату компенсации и в том случае, если вторым участником ДТП станет сарай, гараж, или дом.

И еще один момент: по Закону об ОСАГО страховщик имеет полное право потребовать от Вас возмещения полного объема выплаченной им пострадавшим компенсации, если Вы:

По правилам ОСАГО, обязательному страхованию не подлежат транспортные средства со скоростью передвижения менее 20 км/ч, и транспорт, находящийся в ведении ВС РФ.

Минусом ОСАГО является то, что сумма компенсации довольно мала, а значит, в значительной части возникновения страховых случаев, она будет не способна реально перекрыть нанесенный ущерб (в основном это происходит потому, что при выплатах учитывается износ, то есть за детали платят как за подержанные, несмотря на то, что ремонтники все равно поставят новые. В то же время автогражданка носит принудительный характер, что вынуждает автовладельцев не выбирать один вид страхования, полностью отвечающий их запросам, а приобретать в дополнение к ОСАГО еще один (например, ДСАГО), или несколько. ОСАГО действует только в случаях ДТП, однако реально опасностей больше: ДТП, аварии, угон автомобиля, или кража запчастей, ущерб при актах вандализма, природные катаклизмы, самовозгорание, повреждение автомобиля при падении на него предметов и пр. ОСАГО лишь компенсирует ущерб пострадавшей стороне, оставляя Вас один на один с восстановлением Вашего автомобиля.

В 2008 году появился механизм европротокола, позволяющий оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Но только в том случае, если ущерб не превышает 25 тыс. рублей. Потерпевший получил право напрямую обращаться к страховщику с требованием о страховой выплате. Кроме того, в рамках прочих изменений был формально решен вопрос с затягиванием выплат страховщиками. Теперь каждый день просрочки страховщик будет оплачивать дополнительно. Сокращен так же период ограниченного использования автомобиля – участника ДТП до 3 месяцев – гражданам и до 6 месяцев – юридическим лицам. Впрочем, эксперты называют нововведения половинчатой победой автовладельцев над страховщиками. Усовершенствовать Закон и, соответственно, Правила ОСАГО, сделав его более эффективным и можно и нужно, считают российские автомобилисты.