Износ в ОСАГО
Как известно, в случае ДТП друзей не бывает. Чтобы хоть как-то урегулировать конфликты между водителями, попавшими в эту неприятную ситуацию, в 2003 году был принят механизм страхования ОСАГО, но и после его введения конфликты не утихли – на этот раз уже между водителями и компаниями – страховщиками. Ведь при определении размера восстановительных расходов, каждая из сторон стремится к минимализации собственных затрат. Поэтому страховщики пользуются Постановлением 2003 года, которое сделало обязательным учет износа ОСАГО. А водители в результате остаются недовольными полученными суммами, поскольку зачастую на заменяемые узлы и детали начисляется износ вплоть до 100 %. Как ни крути, но выплаченных за «поношенный» бампер 10 % элементарно не хватит на его замену, поскольку покупать придется новый - за полную стоимость.
Дебаты вокруг данного Постановления ведутся с самого его введения. В 2007 году Федеральный суд уже признавал данное постановление противоречащим Федеральному закону об ОСАГО и общим правилам гражданского законодательства о возмещении убытков, однако с того самого 2007 года ничего не изменилось.
И вот совсем недавно навстречу российским водителям пошло Министерство финансов, которое предложило учитывать износ в ОСАГО в пределах 80 %. Соответственно, за деталь любой степени изношенности выплата должна быть не менее 20% ее стоимости в новом состоянии. Как утверждают инициаторы предложения, в стране, где средний возраст автомобилей – 12 лет и износ большинства автомобилей заведомо составляет более 80 %, неограниченный учет износа просто абсурден. Предусматривая недовольство страховщиков, законопроект предлагает определенные выгоды и для них - окончательное освобождение от такого риска, как утрата товарной стоимости автомобиля, по которому автовладельцам в большинстве случаев удается получить возмещение.
Однако среди законодателей нашлись и скептики, утверждающие, что данные поправки – лишь «бессистемный подход по закрытию законодательных пробелов», который не решит суть проблемы. Если на сегодняшний день в России не утверждена единая методика оценки автомобилей, то страховщики всегда найдут, как обойти «подводные камни» поправок. Оценивая авто, страховик может обратить внимание не только на пробег автомобиля и год его выпуска, но и учесть класс транспортного средства, условия и регион ее эксплуатации, место, в котором машина была отремонтирована, и еще множество «минусов» для автовладельцев.
Тем не менее, законопроект Минфина будет обсуждаться в апреле Госдумой, и согласно мнению экспертов, вероятнее всего будет утвержден во втором чтении. Так что оценить, что же получилось из благих намерений Минфина, водители, возможно, смогут уже в этом году.
0 |