ФССН: мы можем публиковать количество жалоб на каждого страховщика
Глава Федеральной Службы по Страховому надзору Александр Коваль дал интервью газете "Коммерсант", в котором выделил наиболее важные, с его точки зрения, результаты минувшего года и рассказал о тех новациях, которые появятся на рынке в году будущем. Мы выделили наиболее примечательные пункты.
1. Новая система анализа проблемных компаний. В условиях отсутствия отечественных разработок ФССН решила воспользоваться тем, что уже придумано за рубежом. После долгих сравнений и анализов была принята формула американца Эдварда Альтмана, которая, конечно, была слегка адаптирована к российской специфике. Автоматически мониторить всех страховщиков страны начали с лета, и уже есть первые результаты - 146 компаний имеют признаки скорого возможного банкроства. Впрочем, сам Коваль ситуацию не драматизирует: возможность - это еще не обязательно стопроцентное банкротство. Просто к этим компаниям (среди которых, по уверениям Коваля,есть и очень известные страховщики) теперь будет повышенное внимание специалистов его службы.
2. Количество проверок будет уменьшаться. Но связано это прежде всего с тем, что общее количество участников рынка тоже сократилось. Проверок будет меньше, но они будут объемнее.
3. Недостаток персонала ФССН. Это 310 сотрудников, которые контролируют деятельность не только всех страховых компаний, но и многочисленных посредников, а также обществ взаимного страхования. Впрочем, Коваль полагает, что этого числа было бы достаточно, если бы его служба располагала современными системами анализа данных, которые бы позволяли отслеживать изменения не помесячно, а по неделям - так, как это делается в странах с развитым рынком страхования.
4. Проблема "рисованных" резервов. Коваль сокрушается - многие страховщики напрямую используют полученную страховую премию на выплаты, нисколько не заботясь тем, чтобы по всем правилам сформировать резервы. При иссякании денежных поступлений это очень быстро приведет к кризису неплатежей. Чтобы избежать предписаний ФССН, такие компании фактически предоставляют фиктивную отчетность. ФССН это видит, но сделать ничего не может - регулятивных функций у службы нет, по образному выражению Коваля, она "однорука" - может только наблюдать и инициировать по возникающим проблемам внедрение новых законодательных актов, на создание и согласование которых уходят годы. Большие надежды Коваль возлагает на новые поправки, которые позволят штрафовать страховщиков за недостоверную отчетность, а может быть даже - и лишать лицензии.
5. ФССН хочет публиковать количество жалоб на каждую страховую компанию, но пока совещается с Министерством финансов, каким образом можно сделать это в рамках существующего законодательного поля. Пока ясно только одно - общественности представят не абсолютное число (ведь понятно, что чем страховщик больше, тем больше на него и жалоб), а некий показатель, скорректированный на размер собираемой премии. Тогда данные действительно будут объективными.