Итоги московской жилищной страховой программы в 2009
Итоги функционирования московской программы льготного страхования жилья за 2009 год на первый взгляд выглядят весьма впечатляющими - жителям было выплачено 240 млн. рублей. Но условия программы на самом деле сильно ограничивают ее эффективность.
Жители столицы ежемесячно получают единый платежный документ (ЕПД), в котором, помимо коммунальных платежей, имеется и строка, показывающая размер страхового взноса. Однако тонкость состоит в том, что для того, чтобы страховка действовала в текущем месяце, этот взнос надо оплатить в предыдущем месяце, хотя остальную сумму за коммунальные платежи по существующим правилам можно оплатить до 10 числа текущего месяца, чем обычно и пользуются жители. В результате, те люди, которые решили воспользоваться льготной программой страхования и оплатившие премию одновременно с другими платежами после 1 числа текущего месяца, на деле страховой защиты не получают. К сожалению, эта деталь отражена только в том договоре страхования, который страховщик присылает клиенту по почте уже постфактум, уже после первого взноса. Принимая во внимание, что некоторому количеству жителей такая почта просто не доходит, некоторые его не читают, воспринимая как рекламный мусор, некоторый читают, но невнимательно, неудивительно, что возникают такие ситуации, когда страховая компания отказывает в возмещении по стопроцентно страховому случаю только из-за «просрочки».
Чтобы избежать подобных «заморочек», можно подъехать в офис страховой компании, обслуживающей данный район города и оплатить страховку сразу за год, хотя такая схема удобна далеко не всем.
Определенные ограничения существуют и по тому, что именно признавать страховым случаем. В коммерческом страховании (на общих условиях), вы получите выплату в любом случае - даже если соседи сверху забыли закрыть кран или проявили халатность при установке новой сантехники. По социальной же программе такие расходы не возмещаются, их советуют взыскивать с соседей самостоятельно. Страховыми случаями признаются лишь такие бесспорные вещи, как ущерб в результате аварий на общих коммуникациях дома, поломки бытовой техники, не связанной с действиями человека и т.п.
По большому счету, компенсировать ущерб после подобных ситуаций должна Дирекция единого заказчика (ДЕЗ), в настоящее время осуществляющая управление большинством многоквартирных домов в Москве. Но по факту такие выплаты никогда не происходят быстро, очень часты и судебные прения. Помочь жителям получать деньги в как можно более короткие сроки и призвана программа льготного страхования.
Впрочем, стоит иметь в виду и то, что много по такой страховке получить не удастся - недаром она социальная. полностью возместить затраты на дорогие ковры, мебель, обои и бытовую технику не получится - только по цене городского заказа.
С другой стороны, специалисты подчеркивают, что страховаться все же имеет смысл - ведь за вполне умеренную сумму страхуется риск полного уничтожения жилья. Но такие выплаты достаточно редки - за всю историю действия программы новые квартиры были предоставлены только пяти жителям, хотя надо учитывать, что некоторые решили получить выплату деньгами.