Прямому возмещению убытков исполнился год
Ровно год на днях исполнилось системе прямого возмещения ущерба (ПВУ). И уже сейчас можно сказать, что в целом это был успешный проект - большинство проблем носят не глобальный, а технический, ситуационный характер и весьма успешно решаются участниками рынка. Система ПВУ - это первый плод совместных усилий страховых компаний в России, которые, по традиции, относятся друг к другу довольно недоверчиво. Российский Автомобильный Союз также сыграл немаловажную роль в обеспечении контроля, разработке схем расчетов и гарантий исполнений обязательств. Напомним вкратце историю российского ПВУ.
Мотивация
Чуть ли не первый вопрос, который возникает при реализации любого проекта - "зачем?". В случае ПВУ, это более, чем очевидно: "кривизна" системы ОСАГО, когда человек покупал полис в одной страховой компании, а выплату требовал с другой, нисколько не способствовала ни интересам клиента (трудности в общении с новой компанией), ни самой страховой компании (нет мотивации работать с незнакомым человеком, который не принес ей деньги). Поэтому принятое решение о введении ПВУ было довольно логичным, более того, его можно даже назвать прорывным на постсоветском пространстве (ни у одной страны СНГ на настоящий момент такая схема не функционирует). Да и не все страны Европы живут по такому распорядку. Например, в Италии, с копирования автомобилей которой и началось массовое автомобилестроение в СССР, система прямого урегулирования убытков была введена лишь с 2007 года.
В довольно сжатые сроки удалось подготовить достаточно работоспособный механизм. С 01 марта 2009 года было объявлено о введении схемы ПВУ. Правда, сначала количество инцидентов, урегулированных по подобной схеме, исчислялось единицами. Объяснялось это тем, что новинку решили начать обкатывать в небольших объемах - ведь тогда легче было бы справляться с возникающими проблемами. Поэтому правом на ПВУ мог воспользоваться только страхователь, купивший страховку после 01.03.2010, более того, этому же условию должен был соответствовать и второй участник ДТП.
Ноябрьская революция
Время шло, количество убытков по ПВУ нарастало лавинобразно, пока, наконец, чиновники не решили, что тест пройден. С 01 ноября 2009 года правом на ПВУ мог воспользоваться любой человек с полисом ОСАГО, купленным когда угодно. Страхователи оценили преимущества подобной схемы - например, компания РОСНО утверждает, что в декабре 2009 года 17% всех убытков было урегулировано именно по ПВУ.
Остающиеся проблемы
Существующая сейчас возможность для страхователя выбрать, где он будет заявлять убыток - в своей компании или в компании-виновника - выгодна клиенту только на первый взгляд. Дело в том, что если сумма потенциального убытка достаточно велика, то две компании могут "пинать" его друг от друга. Не забудем, что выплатившая "прямая" компания затем взыщет с компании-виновника не ровно такую сумму, а некую фиксированную величину, которая, разумеется, меньше по-настоящему крупных убытков. В этом случае процесс справедливого истребования своих денег может сильно затянуться.
Что дальше?
Упомянутая выше проблема селекции убытков - пожалуй, основная на текущий момент для системы ПВУ. Страховое сообщество пытается бороться с этим явлением, составляя своеобразные "черные списки" компаний, которые оплачивают мелкие убытки своих клиентов, а по крупным отправляя их в другую компанию. Но законодательного влияния на таких страховщиков сегодня оказать невозможно. Поэтому единственный выход - это убрать альтернативу обращения в разные компании (которая, кроме того, дает немалые возможности для мошенников получить выплаты и там, и там) и сделать урегулирование убытка делом только "своей" компании.