• ОСАГО,
  • КАСКО,
  • Страхование квартиры,
  • Страхование недвижимости,
  • Жизнь и здоровье
Онлайн-проверка полиса ОСАГО
Основные разделы:
Реклама:

Во всем ли виноват кризис?

Сложности кризиса ударили и по страховым компаниям, и по их потребителям - клиенты многих мелких и нескольких вполне приличных по размеру компаний уже в 2009 году потеряли право на возмещение ущерба из-за банкротства своего страховщика. И хотя подстилка в лице Российского союза автостраховщиков в какой-то мере гарантирует защиту, нервов и времени такая выплата потребует немало. Да и то, касается такая возможность только ОСАГО - ни по каким добровольным видам РСА латить не может и не должен.

Есть определенные основания утверждать, что в 2010 году ситуация, как минимум, лучше не станет - ведь страховой рынок развивается с некоторым лагом (задержкой) по отношению к мировой экономике, и кризис он почувствовал далеко не сразу.

В чем же причина того, что страховые компании нынче падают, как колосья под серпом? Почти два десятка организаций с начала текущего года уже прекратили свое существование. Только ли причина в кризисе, который, как и все плохое, разумеется якобы пришел к нам с Запада? Здравые размышления показывают, что основа нынешних проблем российского страхования - вовсе не в кризисе.

У футбольной команды могут получаться буквально все элементы игры во встрече с очень слабым соперником, но когда на поле выйдет как минимум команда такого же класса - все недочеты станут видны. Человек может казаться с виду полностью здоровым - но стоит лишь ему заболеть, вылезут и остальные его скрытые болячки.

Так и с страховым рынком России. Сокращение спроса на страхование (из-за падения доходов, снижения продаж автомобилей) довольно быстро согнало весь тот жирок, которым многие страховщики прикрывали свои проблемы - неквалифицированные кадры, небрежно просчитанные тарифы, низкий уровень сервиса.

Но основная масса проблем лежит в более глобальных вещах. Например. Как не допустить банкротства страховых компаний и, соответственно, массы недовольных клиентов? Только контролем со стороны регулирующих органов. Ведь страхование - очень специфическая вещь, здесь вы покупаете нечто, за что продавец несет ответственность целый год, и потому подобный контроль тут оправдан.

Идем дальше. Как вовремя распознать ту страховую компанию, которая идет ко дну? По количеству жалоб? Это крайне ненадежный показатель, к тому же, в этом случае страховщик уже находится в почти безнадежном положении. Наилучший выход - контролировать отчетность компаний (ежеквартально или хотя бы ежегодно). Это делается и сейчас, но все дело в том, что страховщики отчитываются по Российским Стандартам Бухгалтерского Учета (РСБУ). Эти показатели едины для всех и не учитывают особенностей отдельно взятого страховщика, которые могут быть весьма значительны. В этом смысле очень отличаются общепринятые Международные Стандарты Финансовой Отчетности, характеризующиеся высокой гибкостью в выборе показателей. Из крупных российских компаний отчетность по МСФО сейчас сдает только РОСНО (ее материнская компания - немецкая Allianz).

Между государственным регулятором (сейчас - ФССН) и страховыми компаниями совершенно необходимо создать еще один уровень - институт актуариев - независимых ни от первых, ни от вторых, специалистов, которые, с одной стороны, смогут математически (а страхование - это, как ни крути, математика) доказать регулятору - обоснованы тарифы компании или нет, а с другой - дать рекомендации страховщику, какие показатели использовать в отчетности.

Эти две тесно связанные между собой вещи - институт актуариев и введение МСФО - вовсе не так социально неприемлимы, как, например, повышение тарифов по ОСАГО, идея которого то и дело вновь всплывает, и не только на уровне руководителей страховых компаний. Но почему-то уже несколько лет эти два важнейших решения тормозятся.


Все новости за июль 2009

Все новости за июнь 2009

Все новости за май 2009

Все новости за апрель 2009

Все новости за март 2009

Все новости за февраль 2009

Наверх

Реклама: