Театральная страховка - полное разоблачение
Не каждый день мы сталкиваемся со страхованием в театрах, эта проблема крайне слабо освещена в российском Интернете. Написать эту статью меня побудили личные причины, но думаю, что она будет полезна многим.
Недавно впервые за долгое время приобретал билеты в кино. Мило улыбнувшись, кассирша вручила два двойных квиточка со словами: «Там же и Ваша страховка». Воспринял это, как нечто само собой разумеющееся.
И только уже после (!) мероприятия решил разобраться. Неужели есть такой закон, который обязывает обязательно страховаться при посещении театра? И почему я о нем не слышал? И почему на этом рынке процветает монополизм - услуги страхования предоставляет только ЗАСО «Конда»?
Так вот, никакого закона нет. Была такая мысль у товарища Швыдкого, которую он озвучил после теракта на Дубровке, но спустя некоторое время в национальном масштабе идея заглохла. Однако кое-кому она понравилась.
Жила-была в Петербурге ничем не примечательная страховая компания "Конда". Ходила в середнячках, ничем не выделялась. И вот летом 2006 года одному из ее руководителей пришла в голову счастливая мысль - добровольно-принудительно страховать людей, решивших соприкоснуться с прекрасным.
Основной канал распространения билетов в Петербурге - это Дирекция театрально-зрелищных касс (ДТЗК). На них-то и нацелилась «Конда» - ведь легче договориться с одной организацией, чем непосредственно со всеми театрами города. Материально заинтересовали ДТЗК в виде процента с продаж, провели обучение кассиров - и понеслось.
Эксперимент следует признать довольно удачным - уже на первоначальном этапе со страховкой было куплено около 1/3 всех проданных театральных билетов! Общий размер собранной страховой премии за первые восемь месяцев составил 25 000 000 рублей! И ни одной выплаты!! Надо подать резюме в «Конду».
Я не против удачных бизнес-идей, совсем наоборот. Однако с покупателями следует быть честным. В случае с продажей билетов через ДТЗК человека просто ставят перед фактом - вот Ваши билеты и вот Ваша страховка. При этом не говорят ни ее стоимость, ни то, что она является вовсе необязательным атрибутом. Конечно, внимательный человек просто откажется от подобной услуги, а кто-то может и скандал закатить. До спектакля деньги вернуть можно - надо просто с паспортом и билетом приехать в офис «Конды». Но большинство на это просто не обращают внимания, о чем и свидетельствуют огромные сборы.
Тариф на страховку относительно прочих видов личного страхования невысок - всего одна десятая процента от страховой суммы (40 рублей премия при 40 000 страховой суммы в моем случае). Однако надо понимать, что обычная страховка от несчастного случая действует целый год, то есть 365*24=8760 часов. А гениальный страховой продукт от «Конды» - только на время спектакля, то есть максимум на 4 часа.
Да и страховая сумма невелика. 100% ее выплачивается лишь в случае смерти Застрахованного, 80% - в случае установления 1 группы инвалидности, 60% - при установлении 2 группы и т.д. Хватит этого на полноценное лечение?
По своей сути, такое страхование напоминает железнодорожное, являющееся простой формальностью. Конторы делают деньги на объемах, рассчитывая на то, что из-за нескольких десятков рублей в суд человек не пойдет. Чем-то напоминает дешевые лохотроны.
Сами театры против страховок. Во-первых, потому что непосредственно с ними не делятся, во-вторых, потому что это «пугает зрителя». Последний аргумент, конечно, не заслуживает серьезного рассмотрения, однако необходимо признать, что сама идея страхования посетителей театра не так и плоха. Только реализовывать ее надо не за счет потребителей.
Призываю Вас - покупайте билеты непосредственно в театрах! Там и сам билет дешевле, и страховку не впарят, и квалифицированно ответят на вопросы о спектакле - бабушки, там работающие, знают родные вещи наизусть.
Если же в театральной кассе Вам отказываются продавать билет без страховки, спокойно требуйте показать Закон, который обязывал бы Вас страховаться. В свою очередь, можно сослаться на следующую статью Закона о защите прав потребителей:
П.2 ст.16 Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Удачи Вам, ходите в театры!
P.S. Справедливость восторжествовала: Приказом Федеральной службы по страховому надзору № 307 от 10.06.09 лицензия у ЗАСО Конда была отозвана. Правда, за другие провинности.