03/11/2011
Как отразится вступление в ВТО на страховом рынке России?
Кажется, многолетний марафон Российской Федерации по вступлению во Всемирную Торговую Организацию подходит к концу. Наконец дала свое согласие Грузия (правда, на определенных условиях, которые Россия тем не менее приняла). Экономисты говорят нам, что основной плюс для обычных граждан от окончания этого процесса будет в том, что через некоторое время будут снижены таможенные пошлины на ряд товаров, которые, таким образом, станут дешевле. Что касается страхования, то здесь перспективы для отечественных страховщиков отнюдь не такие радостные.
Снятие всех барьеров для иностранцев означает, что западные страховые компании, имея многолетние наработки и технологии, смогут легко обставить российские компании в тех сегментах, где страхование еще до сих пор находится в состоянии зачаточного развития. Речь прежде всего, разумеется, идет о страховании жизни, хотя в какой-то мере высказанное выше утверждение можно применить и к страхованию от несчастных случаев, а также имущественному страхованию.
В настоящее время максимальная доля участия иностранцев в российских страховых компаниях составляет всего 25%. В ходе переговоров по вступлению в ВТО вопрос об увеличении этой цифры поднимался, причем неоднократно. Инициатива нашла поддержку Министерства Финансов, однако Минэкономразвития закрыло вопрос, оставив в силе прежнюю квоту. Не помог и, казалось бы, разумный аргумент о синхронизации увеличения участия иностранцев с требованием о повышении размера уставного капитала страховых компаний.
Впрочем, многие эксперты полагают, что не так страшен черт, как его малюют. То, что обычно гладко работает на Западе, при переносе на российскую почву дает всходы далеко не так быстро. Это на сто процентов верно для страховой отрасли. Ведь мы уже видели амбициозных иностранцев типа Fоrtis или ING, которые, изначально намереваясь захватить весь российский рынок страхования жизни, через очень короткое время были вынуждены свернуть свою деятельность. Во многом причина кроется в загадочной отечественной ментальности, заставляющей россиян гораздо трепетнее относиться к железкам, чем к собственной жизни. Однако нельзя отрицать и некоторых законодательных барьеров. Так, на Западе уже давно страхование прочно срослось с инвестициями, особенно в страховании жизни. По российским законам реализовать полноценный подобный продукт пока нельзя.